Считается, что девочки развиваются быстрее мальчиков. Они, по наблюдениям родителей, раньше начинают говорить, раньше осваивают другие навыки.
Означает ли это, что девочки умнее мальчиков? Известный нейробиолог, доктор Дин Бернетт отвечает: вовсе нет!
Автор четырех книг по психологии и работе мозга объяснил, почему мальчики получают более низкие оценки в школе и как это можно исправить.
Причина 1: игрушки
В детском саду мальчики, как правило, выбирают конструкторы вроде «Лего» (или их склоняют к этому родители), а девочки играют с куклами. Увлечение конструктором помогает мальчиком развить пространственное восприятие.
Зато ролевые игры с куклами развивают воображение. Кроме того, «дочки-матери» учат девочек быть более заботливыми, послушными, приятными для людей и аккуратными. А это очень полезные навыки в школе.
«Возможно, это дает им некую фору в образовании, — говорит ученый в интервью
Как исправить: четыре года — это самый важный возраст для детского развития. То, что происходит в этот период, оказывает наиболее длительное воздействие на ребенка. Давайте малышам разные игрушки, позвольте мальчикам играть с куклами. Если у них с малых лет будут более широкие интересы, значит, и в школе им будет учиться проще и интереснее.
Причина 2: женский состав учителей
Учителями работают в основном женщины. Поэтому мальчики могут ассоциировать школу, «скучную работу учителя» как исключительно «женскую вещь». Из-за этого некоторые мальчишки начинают верить, что школа и образование не для них.
Как исправить: хорошо, если дома есть мужчины, которые своим примером подтверждают, что образование — это очень важно. Папы, дедушки, дяди, которые любят читать, которые помогают с домашними заданиями и могут объяснить законы физики. Иначе мальчики вырастут с мыслью: «Педагогика, образование — это женская работа, я не должен этим заниматься».
Причина 3: в мальчиках поощряют силу, а не ум
Мальчик должен быть сильным, должен постоять за себя, уверены родители. Уж очень нас пугает образ очкарика-ботаника. Поэтому сына скорее отдадут в секцию бокса, чем в кружок чтецов. Подсознательно мы больше поощряем физические способности мальчиков, нежели умственные. Ребенок это чувствует, поэтому совсем не стремится быть прилежным умником.
Как исправить: родители должны одобрять любое стремление мальчика к знаниям. Никаких «зубрил», «ботанов» и других прозвищ. Ребенок должен понять, что быть образованным, начитанным парнем — это круто.
Причина 4: от мальчиков ждут меньшего
Нередко учителя бывают довольно предвзятыми и требуют от мальчиков гораздо меньшего, чем от девочек. Парней готовы хвалить за любой пустяк, в то время, как девочкам ради одобрения придется сильно постараться. Мальчики это чувствуют, поэтому особо и не напрягаются в учебе.
Как исправить: не давать ребенку послабления лишь потому, что он мальчик. Девочки и мальчики обладают равным интеллектом. Единственная разница в том, что общество говорит: «Девочки должны хорошо учиться, а мальчики — заниматься спортом». И еще: если к детям относятся как к способным, они становятся способными.
Причина 5: девочек с раннего детства готовят к экзаменам
Как показали исследования, девочки лучше сдают экзамены, но далеко не всегда благодаря интеллекту. Просто девочек с юных лет учат быть послушными, учат нравиться людям.
Девочек учат, какой длины юбку носить в школе, как заплетать волосы. У женщин больше ограничений, поэтому, когда им говорят усердно работать, готовиться к экзаменам и вести себя тихо в классе, они подчиняются.
Как исправить: если вы устанавливаете строгие правила к распорядку дня, к внешнему виду, эти правила должны распространяться как на девочек, так и на мальчиков.