Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Почему подростки такие неуправляемые: 4 причины, по которым мозг тинейджеров работает иначе

Если бы все родители знали, что творится в голове их детей, то лучше бы их понимали

Почему подростки такие неуправляемые: 4 причины, по которым мозг тинейджеров работает иначе
Источник:
Shutterstock/Fotodom.ru

Еще вчера он был покладистым ребенком, а сегодня он страдает от перепадов настроения, ввязывается в сомнительные авантюры и не может найти себя в этом мире.

Подростков часто стигматизируют из-за их поведения. Их импульсивность и склонность к протестам взрослые критикуют, осуждают, забывая о том, что сами когда-то проходили через этот возраст. А между тем, у ученых есть объяснение некоторым особенностям развития подростков: их мозг работает иначе.

«Социально неприемлемо высмеивать и демонизировать другие слои общества… Но, как ни странно, издеваться над подростками и демонизировать их считается допустимым», — считает нейробиолог Сара-Джейн Блейкмор, автор книги «Изобретая себя: Тайная жизнь подросткового мозга».

1. Не сформированы лобные доли мозга, отвечающие за логику

Почему подростки такие неуправляемые: 4 причины, по которым мозг тинейджеров работает иначе
Источник:
Shutterstock/Fotodom.ru

Это поведение подростков многие взрослые списывают на бушующие гормоны. Да, в чем-то они правы: уровень гормонов в период полового созревания действительно меняется, но не только в этом причина. Лобные доли мозга также претерпевают сильные изменения.

Доктор Терри Аптер, автор книги «Переводчик для подростков: Руководство по трудностям и радостям воспитания подростков», считает, что на подростка наваливается немало проблем: его тело меняется, он взрослеет и должен определиться с будущей профессией, от него ожидают принятия какой-то социальной роли.

При этом, благодаря МРТ у современных ученых появилась уникальная возможность понаблюдать за тем, как развивается мозг подростка.

Выяснилось, что в этот период лобная кора головного мозга создает, а затем сокращает сети. Это происходит для того, чтобы сделать работу мозга более эффективной и расширить кругозор. Лобная доля отвечает за координацию движений, мышление и логику. Но пока она не развита до конца, у подростка часто бывают проблемы с оценкой причинно-следственных связей. При этом как в лобных, так и теменных долях укрепляются наиболее важные связи. На МРТ заметно, как увеличивается объем «белого вещества». Эти области развития важны для множества навыков, включая эмоциональную регуляцию, удержание внимания, решение проблем и абстрактное мышление.

Перепады настроения можно объяснить физиологическими и психологическими процессами, связанными с созреванием. У подростков часто наблюдаются сильные колебания уровня нейромедиаторов (серотонин, ГАМК и кортизол). Это напрямую влияет на их настроение. Когда уровень серотонина падает, человек чувствует нечто похожее на депрессию.

2. Гормон дофамин зашкаливает и толкает на острые ощущения

Почему подростки такие неуправляемые: 4 причины, по которым мозг тинейджеров работает иначе

В подростковом возрасте следует быть особенно внимательным к тому, что у подростка может выработаться зависимость от алкоголя и других вредных веществ. Это связано с тем, что в период неопределенности в жизни у них раньше всего созревает отдел мозга, отвечающий за вознаграждение, при этом самоконтроль еще не развит. Вот почему подростки более импульсивны и постоянно жаждут одобрения.

В этот период дети могут испытывать настоящие всплески дофамина (гормона радости) от новых ощущений. Поэтому их так тянет попробовать что-то новенькое, и, увы, иногда это может быть что-то деструктивное.

При этом их повышенное любопытство можно направить в нужное русло. В этот период подростки проявляют активный интерес к окружению и набираются опыта, который может пригодиться в дальнейшем.

Любопытный факт: в наш век технологий у подростков больше шансов направить свою любознательность не на беспорядочные связи, а на изучение новых навыков. При этом их взгляд не так зашорен, как у взрослых, а значит, они могут внести интересные идеи.

3. Из-за работы префронтальной коры падает самооценка

Почему подростки такие неуправляемые: 4 причины, по которым мозг тинейджеров работает иначе

Подросткам свойственна повышенная активность в медиальной префронтальной коре, которая занимается обработкой информации и отвечает за реакцию на других людей. Согласно исследованиям, эти области мозга отвечают за самооценку. Если в раннем детстве они вообще не задумываются о том, насколько они хороши, то в подростковом начинают испытывать неуверенность в себе. Теперь им недостаточно признаний в любви от родителей.

Эта способность пригодится в будущем для того, чтобы формировать новые социальные связи и определять свое место в обществе. Но пока она не сформирована, подросткам кажется, что они ничего не добились в жизни. Они также становятся особенно чувствительны к пренебрежению, безразличию и враждебности со стороны других людей.

Подростки в этот период кажутся чрезмерно зацикленными на своих переживаниях, но они просто учатся их распознавать, анализировать и контролировать.

4. Гормон мелатонин не дает выспаться

Порой ребенка в переходном возрасте сложно разбудить в школу или заставить сделать уроки, прибраться в комнате. Но не всегда это связано с ленью или бунтарским духом. Часто такому поведению есть физиологическое обоснование. Доказано: биологические часы подростка запрограммированы таким образом, что они не синхронизированы с ритмами взрослых.

Когда у взрослого растет уровень гормона мелатонина, его клонит в сон. К утру он снижается, и человек ощущает прилив бодрости. У подростков мелатонин скачет в течение дня, именно поэтому их то клонит в сон днем, то не хочется спать ночью.

Джон Коулман, клинический психолог и автор книги «Учитель и подростковый мозг», отмечает, что у половины подростков в 9 утра продолжает вырабатываться гормон мелатонин, поэтому стоит начинать занятия в учебных заведениях позже, а все контрольные и экзамены назначать на время ближе к обеду.

Доктор Терри Аптер считает, что непродуктивно повышать на подростка голос из-за того, что он ленится. Вместо этого стоит дать ему понять, что если он наляжет на учебу, то снова получит возможность развлекаться и отдыхать, как он привык. Из-за зашкаливающего дофамина в мозгу подростка иногда обычная похвала может быть очень эффективной.

Источник: knife.media.

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения