В четверг, 21 декабря, родители Миши Бахтина со спинально-мышечной атрофией (СМА) получили решение последнего консилиума медиков, и оно оказалось отрицательным. Мальчику снова отказали в назначении препарата «Рисдиплам», которого так долго добивались родители.
Консилиум провели 19 декабря по поручению губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева.
В тексте отказа написано: «Учитывая вышеизложенные данные, консилиум не может рекомендовать назначение пациенту Бахтину М. Д. препарата МНН „Рисдиплам“ в качестве тандемной терапии после терапии препаратами МНН „Нусинерсен“ („Спинраза“. — Прим. ред.) и МНН „Онасемноген абепарвовек“ („Золгенсма“. — Прим. ред.)». Родители мальчика предоставили порталу E1.RU скрин документы.
У многих обывателей создается ложное впечатление, что после одной инъекции препарата «Золгенсма» ребенок со СМА сразу начинает садиться, вставать и ходить, и ему больше не нужна терапия. На самом деле, любая поддерживающая терапия помогает освоить новые навыки, и восстановление происходит все очень медленно. Родители Миши заметили, что прогресс происходит только тогда, когда используются поочередно несколько препаратов. Если «Золгенсма» делается разово и действует на экзон гена SMN1, то «Спинраза» назначают ежегодно, и он оказывает действие на экзон гена SMN2.
Мише Бахтину после «Золгенсма» год вводили препарат «Рисдиплам» по рекомендации частного врача. Лекарство приобретали за счет благотворителей, так как за счет бюджета региона его так и не назначили. А родители мальчика заметили существенный прогресс после тандемной терапии. Миша с помощью мамы сделал наконец первые шаги. Родители мальчика рассчитывали, что в следующем году их ребенок будет получать «Ридиспалм» бесплатно, но их надежды не оправдались.
«Губернатор наглым образом обманул ребенка, дал все поручения, якобы лекарство уже Минфин закупает. На самом деле ничего Мише не мешает получать этот препарат. Завтра мы выходим с обращением к президенту Российской Федерации со словами: остановить убийство ребенка. Если не решится все на местном уровне, поедем в Москву. [Врачи] написали, что просто опыта [применения тандемной терапии] нет. Они осмотрели ребенка, у них Миша посидел, английский алфавит назвал, всех животных назвал, руками, ногами подвигал. Прошел тесты на 55 баллов из 64. Врачи все говорят, что это фантастика, что это чудо-ребенок, а потом отказывают. Это неправомерные действия в отношения ребенка», — объясняет отец мальчика Дмитрий Бахтин.
До этого в департаменте информационной политики региона обещали, что в случае побочных эффектов терапию продолжат. Но родители Миши отмечают, что на консилиуме, состоявшемся 19 декабря, их из кабинета выгнали, хотя они имели право присутствовать как законные представители несовершеннолетнего.
«Участники консилиума побоялись высказать свое мнение родителям, потому что видели результаты ребенка. Как объяснять отказ в таком случае — непонятно. Их больше всего интересовало то, работают ли камеры в аудитории, чтобы в случае чего был повод наказать родителей или их представителей», — считает Дмитрий Бахтин.
Напомним, история с Мишей Бахтиным очень непростая. Родителям постоянно приходилось добиваться очередного лечения для ребенка, который из-за тяжелого генетического заболевания однажды мог перестать дышать. В марте 2022 года Бахтины выиграли суд у Минздрава, и тогда ведомство обязало обеспечить Мишу «Спинразой», однако мальчику так ни разу и не сделали ни одной инъекции. Врачи объяснили свой отказ тем, что у ребенка нет медицинских показаний после укола «Золгенсма» (и на этот дорогостоящий препарат собирали всем миром в 2020 году).
В ноябре 2023-го врачи втайне от родителей отменили решение о том, что должны покупать для мальчика «Спинразу». Тогда отец мальчика Дмитрий Бахтин вышел на пикет к зданию свердловского Минздрава. Он простоял больше десяти часов, несмотря на лютые 30-градусные морозы. И согласился уйти, только когда ему пообещали, что обсудят вопрос о назначении препарата «Рисдиплам». Но, как нам теперь известно, в этом препарате ему отказали.
Ранее Дмитрий с женой выходили к Белому дому, а также на Красную площадь. Также родители Миши записывали обращение к Александру Бастрыкину и Михаилу Мурашко.