Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения
уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер
Как распознать дислексию у первоклассника: 15 признаков
«Он просто ленивый (неусидчивый)», «Не старается», «Не хочет учиться», — подобных жалоб родителей (да и учителей тоже) на детей — полным-полно. Мало кто задумывается, что дело может быть вовсе не в лени. Очень часто бывает, что ребенку объективно трудно воспринимать и усваивать информацию. Он в этом абсолютно не виноват, а его за это еще и наказывают.
Ольга Величенкова
педагогика
Дислексия, а также дисграфия, дискалькулия — это особенности восприятия информации, из-за которых детям сложно учиться чтению, письму, математике. По данным зарубежных исследований, дислексия проявляется у каждого десятого школьника. Министерство просвещения указывает, что порядка 64% детей приходят в 1-й класс с речевыми нарушениями, каждый пятый ребенок сталкивается с трудностями в обучении, из них около 80% — в чтении.
В чем причина
Важно понимать, что дислексия — это не болезнь, это нейробиологическая особенность. Интеллект ребенка с дислексией не нарушен, а его проблема — вовсе не в нежелании учиться или лени.
Однозначного определения причин возникновения дислексии пока нет. Но медицинские и психологические исследования обнаружили отличия в развитии некоторых психических функций и способностей у детей с дислексией. Большинству из них трудно распознавать отдельные звуки в слове и/или понимать то, как буквы представляют звуки. Но такие дети могут быть творческими личностями, мыслить нестандартно.
Главные признаки
Обычно трудности в развитии навыков письма, чтения, освоения счетных операций явно начинают проявляться в школе. Но на некоторые признаки можно обратить внимание и раньше, в дошкольном возрасте.
Речевые проблемы:
Речь развивается медленнее, чем у сверстников
Дефекты произношения сохраняются после 5-6 лет
Заучивание стихов представляет серьезную трудность
Ребенок путается во временах года, днях недели или времени суток
При чтении и письме делает много ошибок, медленно читает и плохо понимает прочитанное
Зрительно-пространственные сложности:
Ребенок плохо ориентируется в понятиях «право — лево»,
Может игнорировать стоящие слева знаки, буквы и даже страницу
Рисует или показывает что-то справа налево
Часто пишет буквы и цифры зеркально, путает похожие буквы
Не любит игры, требующие пространственного мышления
Моторные и регуляторные трудности:
Показывает неловкость и плохую координацию в подвижных играх
Имеет проблемы с развитием мелкой моторики (не умеет завязывать шнурки, пользоваться ножницами, собирать мозаику)
Неправильно держит ложку или карандаш
Не может сконцентрироваться, неусидчив, невнимателен, не доводит начатое до конца
Делает все очень медленно или, напротив, импульсивен, гиперактивен
Поверить своему ребенку
В первую очередь сложности с восприятием информации сказываются на успеваемости, причем с самого начала обучения. Часто это влечет за собой проблемы в общении с одноклассниками, он выбивается из коллектива, да и учителя не всегда относятся с пониманием, не вникают в сложную ситуацию.
Частая смена школ — это первый признак того, что стоит обратиться к специалисту. В первую очередь — к логопеду или психологу, нейропсихологу. А для получения гарантированной бесплатной помощи стоит идти за рекомендациями в ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия).
Но на сегодняшний день в России не все педагоги владеют проблематикой, а многие родители просто закрывают глаза на школьные трудности, элементарно не верят своему ребенку и не понимают, что ему нужна помощь. Родители ругают детей за плохую успеваемость, начинаются прогулы, а далее уже по цепочке возможно развитие девиаций.
Дополнительные трудности
Если специалисты диагностировали дислексию, родителям нужно быть готовыми к тому, что с ребенком нужно будет заниматься дополнительно, уделять ему больше времени и внимания. Такие дети требуют особого подхода в обучении, и к этому тоже необходимо быть готовым. Потребуется адаптация программы, занятия со школьным логопедом и психологом. Эту помощь ребенок получит бесплатно.
Можно пройти курс коррекции в специализированном центре, где предлагают занятия с логопедом или психологом, в редких случаях может быть целесообразно перейти на индивидуальное домашнее обучение.
Если ребенок быстро устает, капризничает, у него не получается какая-то задача, стоит прислушаться и найти причину подобного поведения. К примеру, дети с дислексией гораздо лучше воспринимают аудиокниги и быстрее запоминают информацию таким образом. А традиционные печатные и электронные тексты вызывают у них большие трудности.
Дети с дислексией могут мыслить образами, поэтому не стоит ругать ребенка, если при подготовке домашнего задания он, к примеру, рисует или что-то мастерит — вероятно, он таким образом просто лучше понимает и запоминает материал. Используйте в обучении больше наглядности — смотрите документальные фильмы при изучении истории, пользуйтесь разноцветными ручками и карандашами при письме.
Надо помнить, что дети с дислексией часто обладают другими талантами. Задача родителя — почувствовать своего ребенка и уделить ему достаточно внимания, чтоб понять и помочь развитию его сильных сторон.
Если вовремя понять, что вы имеете дело с дислексией, и разработать индивидуальную программу обучения, у вашего ребенка есть все шансы освоить письмо и чтение, стать грамотным человеком, успешно реализоваться профессионально.
Полезные ссылки
Первичную консультацию логопеда или психолога можно получить в поликлинике, школе или городском психолого-педагогическом центре. Чтобы получить бесплатное психолого-педагогическое сопровождение, льготные условия обучения, нужно пройти психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК).
На сайте Федерального ресурсного центра ПМПК размещена вся важная информация, а также навигатор по городам России с контактными данными всех ПМПК страны (сайты, контактные данные, ФИО руководителя) по федеральным округам.
После прохождения ПМПК ребенок может получить помощь логопеда и психолога школы или городского психолого-педагогического центра. Навигатор таких центров по России на сайте Федерального ресурсного центра по развитию системы комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью.
Поддержку семьям оказывает Ассоциация родителей и детей с дислексией. На сайте Ассоциации представлена исчерпывающая информация о дислексии, а также — о современных российских и зарубежных исследованиях проблемы.
Есть также коммерческие центры диагностики и коррекции дислексии, где комплексно подходят к проблеме: ребенок проходит обследование у разных специалистов — невролога, психолога, логопеда.