Многие родители хотели бы обеспечить своим детям лучшее образование, лучшие условия для обучения и лучших учителей. При этом далеко не каждый взрослый человек может точно сформулировать критерии отбора, что именно в его представлении «лучшее образование». Зато все мы хорошо знаем, чего не хотим для своих детей: скучных уроков, зазубривания материала ради того, чтобы сдать ЕГЭ, казарменной дисциплины, неуважительного отношения к ребенку. К сожалению, эти явления хорошо знакомы большинству из нас.
До сих пор большинство школ работает по типичной модели ХХ века: дать знания, чтобы воспитать грамотного, послушного исполнителя в определенной профессии. Но сегодня изменения в мире происходят так быстро, что в течение ближайших лет многие специальности просто исчезнут.
Поэтому обучение «на какую-то профессию» становится рискованным. Как же тогда быть?
— Сейчас время формирует новые запросы. Растет внутренний конфликт традиционной системы образования с динамично меняющимся запросом времени и рынка труда. На первый план, помимо актуальных знаний, выходят универсальные компетентности, которые позволяют человеку приспособиться к окружающему миру, быть востребованным в любой профессиональной нише, уметь эффективно работать в команде и меняющихся условиях.
Какие компетентности важны в первую очередь
Коммуникация и кооперация
Способность выражать и интерпретировать мысли в устной и письменной форме, обмениваться информацией, объединять усилия коллег для достижения целей, распределять функции при выполнении общих задач.
Хорошо, когда педагоги во время урока используют методику парной и командной работы — дети проверяют друг друга, учатся друг у друга, вместе что-то придумывают. Такая работа более продуктивна для усвоения и запоминания нового материала.
Креативное и критическое мышление
Креативность — это процесс дивергентного (творческого) мышления, которое включает такие понятия, как быстрота, гибкость, оригинальность. Казалось бы, креативное мышление нужно только людям искусства. Но это не так: в современном мире креативность играет колоссальную роль, позволяет быть гибким, не потеряться в сложной ситуации, придумать что-то новое и не бояться отличиться от окружающих.
Можно ли этому научить? Конечно! В педагогике есть много техник по развитию креативного мышления у ребенка:
мозговой штурм,
ментальные карты,
морфологический анализ,
непрямые стратегии,
такие упражнения, как «Составь продолжение загадки», «Собери картину из геометрических фигур».
Критическое мышление позволяет нам видеть причинно-следственные связи, рассматривать новые идеи в контексте уже имеющихся, находить ошибки. Это важно развивать уже с начальной школы, потому что помогает учащимся выявлять ложные стереотипы, учит задавать вопросы. Процесс критического мышления подразумевает несколько стадий: вызов, на котором актуализируется личный опыт и имеющиеся знания, осмысление, на котором изучаем новую информацию, и рефлексия.
На формирование у ребенка этой компетенции хорошо «работают» следующие технологии:
проектная задача,
технология ТРИЗ (теория решения изобретательских задач),
метод «лови ошибку»,
пресс-конференция,
вопрос к тексту,
упражнения в «Верно-не верно» (учитель зачитывает вопросы, а ученики отвечают. Чем каверзнее вопрос, тем лучше прорабатывается навык критического мышления) или «Знаю, хочу знать, умею». Это таблица, которая заполняется во время урока (особенно подходит для природоведения).
Как пример можно привести и курс предпринимательства для школьников. В процессе которого учащиеся создают собственный проект, разрабатывая идею, оценивая возможности ее реализации, разрабатывают продукт и стратегию продвижения.
Адаптивность и инициативность
Адаптивность — это гибкость, умение рисковать и выходить из зоны комфорта. Она возникает как результат адекватной самооценки: ребенок понимает, что ошибаться не стыдно, может попросить помощи и готов принимать новую информацию.
А для развития инициативности важно показывать детям, что их мнение и идеи ценны и всегда будут услышаны, не подвергать их критике, а только анализу. В идеале каждому ребенку важно получать обратную связь от учителя о том, как он продвинулся в предмете, его сравнение не с другими, а с ним самим. Так даже малейший успех становится очевидным, и ребенок может проследить взаимосвязь усилий и результата, понять, что любой труд и вложения рано или поздно дают плоды. Дети это ценят и активнее включаются в обучающий процесс.
Самоорганизация и умение учиться
Для развития этих компетенций важны навыки планирования, самодисциплина и целеполагание, умение работать с подсказками. В каждом учебном виде деятельности есть свой план, а также дедлайн по его выполнению. Хорошо, если эта информация не просто озвучивается, но и представлена на соответствующих информационных досках для наглядности.
Умение решить проблему
Для того чтобы научить ребенка справляться с разными ситуациями, необходимо развивать у него умение видеть проблему, анализировать сделанное, понимать трудности, целеполагать и планировать.
Развивать этот навык помогает решение ребусов, причем это подходит для любого школьного предмета. Решение ребусов развивает у детей стрессоустойчивость и уверенность в себе. Начинать нужно с простых заданий, постепенно усложняя. Так ребенку легче учиться, он уверен в том, что найдет правильный ответ. Можно избрать разные тактики (на время, по уровню сложности) так, чтобы каждый ребенок был уверен в том, что он справится.
Важно показывать ребенку, как он может продвигаться к глобальной цели небольшими шагами, и не сравнивать его с другими. Так у него создается адекватная самооценка, и ребенок учится пользоваться разными инструментами для достижения цели.
Настойчивость
Самая сложная компетенция, ее труднее всего развивать, потому что в процессе обучения нужно снимать у ребенка тревожность, нужно показывать, что ему по силам сделать. Как этого добиться: есть одна хорошая практика, которая ведет к снижению тревожности и закреплению навыка настойчивости — это игра «Цепочка хороших-плохих новостей». Ведущий задает вопрос, а дети по очереди дают ответ, по-своему оценивая ситуацию. Игра помогает детям обрести уверенность и научиться не бояться — ошибиться.
Любознательность
Самое главное, чтобы ребенок не потерял с возрастом свою любознательность — младшеклассники еще большие «почемучки». Для того чтобы стимулировать желание задавать вопросы и получать ответы на уроке, используется игра. Например, на уроке называем тему и даем детям задание написать максимальное количество вопросов. Чем меньше времени у ребенка на то, чтобы задать вопросы, тем качественнее он это сделает.
Умение правильно задавать вопросы — это нужная компетенция, она учит ребенка сразу искать правильный ответ. Основой любознательности является познавательная потребность. Развивать эту компетенцию помогают
эксперимент,
практическая (лабораторная) работа,
наблюдение,
моделирование
такое хобби, как коллекционирование.
Общественная и гражданская позиция
Задача школьного обучения не только в том, чтобы дать ребенку знания, но и в том, чтобы воспитать в нем личность — разностороннюю, с богатым внутренним миром, умением думать, сопереживать. Становление личности невозможно без таких понятий, как гражданский долг, патриотизм, ответственность, твердая жизненная позиция.
Моральные ориентиры, понимание законов нравственности, умение мыслить и сопереживать развиваются на уроках литературы, на тематических внеклассных мероприятиях. В жизнь школ также должны входить:
экологические проекты для формирования осознанного отношения к потреблению;
волонтерские мероприятия;
мероприятия, направленные на формирование толерантности к коллективу и чужой точке зрения.
Такой подход должен быть заложен в работу современных школ, именно он поможет ученику найти свое место в жизни и нравственные ориентиры.
Знания важны, но не сами по себе, а как опора в современном мире, в сочетании с универсальными компетентностями и личностными свойствами. Чтобы выпускники школ были успешны, важно не только давать ученикам прочные знания, но и учить применять их в жизни.