«Ирония судьбы, или С легким паром!» (6+, 1975 г.)
Этот фильм первые вышел на экраны 1 января 1976 года и его посмотрели более 100 миллионов телезрителей. А уже 7 февраля по многочисленным просьбам фильм повторили. В том же году журнал «Советский экран» назвал «Иронию судьбы» лучшим фильмом года. За следующие два года по опросам телефильм посмотрело все население СССР.
Фильм снимали по пьесе Эмиля Брагинского, которая с успехом шла в театрах. А актеры, сыгравшие главные роли, проснулись всесоюзными звездами. С 1976 по 1991-й киноленту повторили по ТВ пять раз — рекорд для новогодних фильмов в советские времена, ведь каждый раз зрителя старались удивить премьерой к празднику.
Типовые дома, квартиры, мебель, словом, типовая жизнь уже немолодых людей просто заворожила телезрителей. Обычный врач-холостяк из Москвы и обычная незамужняя учительница из Ленинграда, а история их встречи похожа на грустную сказку для взрослых. Но, может, именно этим фильм привлекает до сих пор миллионы.
В 1992 году в канун нового года «Ирония судьбы» снова вышла на экраны, а с 2001-го стала традиционным предновогодним фильмом. А те, кто принципиально не смотрит телевизор, наслаждаются советским хитом в Сети — иначе как объяснить огромное количество запросов в интернете в праздничные дни?
«Вечера на хуторе близ Диканьки» (6+, 1961 г.)
Премьера фильма-сказки состоялась 8 января 1962 года, на следующий день после православного Рождества. Сказку снимали в Мурманской области в окрестностях Кировска в марте, для этого специально выстроили украинскую деревушку. А предпремьерный показ устроили в местном Доме культуры, так как многие жители участвовали в массовых сценах.
Истории отца русского нуара Николая Гоголя способны отправить и зрителей в детство с той же легкостью, как черт перенес Вакулу из Диканьки в Петербург. Созданная режиссером Александром Роу сказочная атмосфера буквально завораживает представителей всех поколений.
Кстати, впервые повесть «Ночь перед Рождеством» экранизировали еще в Российской империи в 1913 году. Но поскольку императорских особ нельзя было изображать на сцене и в кино, черевички Вакуле передавал князь Потемкин, а не Екатерина II.
«Морозко» (0+, 1964 г.)
Эту сказку в СССР не считали новогодней. Премьера картины состоялась 24 марта 1965 года. Кинолента понравилась не только советским зрителям. Так, в Чехии много лет подряд «Морозко» транслировали в новогоднюю ночь.
Детям полюбилась красавица и умница Настенька, а взрослые обожают Марфушечку-душечку — характерную героиню. За роль Марфуши посол Чехии Ярослав Башта вручил Инне Чуриковой серебряную медаль Томаша Гаррига Масарика за вклад в культуру. Кстати, исполнительница роли рассказала однажды «Комсомольской правде», что влюбилась в актера Эдуарда Изотова (Иванушку), но так и не призналась ему в этом.
Примечательно, что в США фильм не поняли, — сказку зрители посчитали былью.
Читайте также: «10 советских фильмов, которые стоит посмотреть подростку — отзывы говорят сами за себя»
«Чародеи» (0+, 1982 г.)
Премьера музыкальной комедии состоялась в канун 1983 года. Меньше чем через месяц по ТВ устроили повторный показ — зрители завалили письмами. Успех картине обеспечили невероятная история, которую для ТВ создали Аркадий и Борис Стругацкие, и новогодние песни, ставшие хитами. Позже песни выпустили отдельной пластинкой.
Улицы Китежграда, где располагался тот самый институт НУИНУ, снимали в Суздале. А внутренние сцены — в новом корпусе телецентра «Останкино» в Москве, который построили к Олимпийским играм. Роль «гостя с юга», заблудившегося в недрах института, расширили — Семен Фарада действительно заплутал в поисках съемочной группы, благодаря этому в фильм вошла фраза: «Кто так строит?»
В 80-х и 90-х картина несколько раз выходила на видеокассетах. В начале 2000-х фильм был отреставрирован и попал в регулярную сетку новогоднего телевещания.
«Карнавальная ночь» (0+, 1956 г.)
Музыкальная комедия Эльдара Рязанова стала лидером советского кинопроката в 1956 году. Первый раз в фильм показали в кинотеатрах 29 декабря. Новогодние торжества снимали летом в павильоне «Мосфильма».
Партийный чиновник Огурцов против «легкомысленных развлечений», а остальные сотрудники Дома культуры пытаются его отвлечь, чтобы устроить настоящий карнавал. Фильм воплощал заложенные в 30-х годах традиции празднования Нового года: веселье вне дома, карнавальные костюмы и номера художественной самодеятельности.
Британская газета Guardian назвала фильм ответом Голливуду: «Лента — маленькое чудо невинности, озорства и веселья, доказывающее, что советский кинематограф мог создавать мюзиклы голливудского уровня». А юмор в картине близок и сегодняшней молодежи.
«Джентльмены удачи» (6+, 1971 г.)
13 декабря 1971 года в кинотеатрах показали комедию «Джентльмены удачи». Фразы из нее тут же разобрали на цитаты. К 1972 году картину посмотрели более 60 миллионов человек! Съемки проходили в Москве и под Самаркандом. Это первая комедийная картина, изобилующая тюремным жаргоном, причем за составление «словаря» отвечал режиссер Александр Серый, побывавший в местах не столь отдаленных. Любопытно, что тюремные сцены сняты в реальном СИЗО.
Хотя фильм опосредованно связан с Новым годом, кинокартину так полюбил зритель, что в 2012 году на экраны вышел ее ремейк. Но успеха оригинала он не повторил.
«Иван Васильевич меняет профессию» (6+, 1973 г.)
Фантастическая кинокомедия вышла на экране в сентябре 1973 года, а действия разворачиваются и вовсе летом, но теперь зрители не мыслят новогоднего телеэфира без этого фильма. История молодого изобретателя машины времени была создана по пьесе Михаила Булгакова. В картине посмеялись и над советским дефицитом, и над отечественной богемой, и над управдомами-царями.
В первый год проката фильм посмотрели 60 миллионов человек. В новогоднюю сетку вещания картина попала случайно. В 1997 году зрителям представили «Старые песни о главном — 3», сюжет программы был основан на фильме. Поэтому в эфир пустили и советское кино. Зрители были в восторге — так летняя комедия стала атрибутом новогоднего праздника.
Читайте также: «Самые прекрасные принцы из советских киносказок: фото тогда и сейчас»
«Бриллиантовая рука» (0+, 1968 г.)
Мы с детства знаем, что «русо туристо — облико морале». А советские люди узнали об этом 28 апреля 1969 года. Первое место в кинопрокате 1969-го — 76 миллионов просмотров за год. Гениальный сценарий, яркие типажи, звездный состав, искрометный юмор. А в этом году фраза управдома: «Если не будут брать — отключим газ», заиграла новыми красками.
Семейство Горбунковых «поселилось» в Сочи, а рыбачили Сеня и Геша в Туапсе (хотя многие ошибочно называют Новороссийск). «Заграницу» поместили в Баку, а каюты и квартиры — в павильонах Мосфильма.
В 2007 году «Бриллиантовая рука» попала в новогоднюю сетку вещания: зрителям предложили выбирать между новыми шоу-программами и советской классикой. Рейтинги показали, что фильм любим и востребован.
«Операция „Ы“ и другие приключения Шурика» (6+, 1965 г.)
Страна впервые познакомилась Шуриком, ставшим эталонным героем отечественных комедий, 23 июля 1965 года. Успех картины — почти 70 миллионов просмотров в первый год проката. Изначально предполагалось, что лента будет состоять из двух новелл, но во время съемок сценарий изменили.
Фильм снимали много месяцев, поэтому уличные съемки, стартовавшие в Москве 30 июля, переместились к концу октября в Одессу. А зимнюю натуру отсняли в Ленинграде в декабре, но именно в тот год со снегом было туго — завозили самосвалами, но и он таял. Тогда декораторы создали сугробы из ваты.
Кстати, критики еще до выхода фильма раскритиковали его за «насмешку над народами Африки» и за жестокое обращение с животными — мышкой. Любимцем новогоднего эфира картина стала в 2007 году, когда по ТВ устроили парад советских комедий.
«Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» (6+, 1966 г.)
Успех «Приключений Шурика» режиссер Леонид Гайдай решил развить в новом фильме, который тоже стал хитом, выйдя в прокат 3 апреля 1967 года. В основу сценария лег реальный случай похищения невесты, о котором написали в газете. Алушта, Красная поляна, озеро Рица в Абхазии — локации съемок. Сегодня по этим местам водят тематические экскурсии.
В 1997-м Наталья Варлей (Нина) и Александр Демьяненко (Шурик) предстали в ностальгическом эпизоде по мотивам ленты в «Старых песнях о главном — 3». Эта находка показала, что интерес к фильму не угас. И наряду с другими комедиями Гайдая кинолента прописалась в новогоднем эфире.
Популярность советской картины не разделил ремейк, вышедший на экраны в 2014 году. «Кавказскую пленницу», снятую Максимом Воронковым, критика назвали «пляской на костях советского кинематографа».
Почему мы их так любим? Слово — эксперту
– Если говорить в целом, то в советских фильмах очень много наших собственных проекций. То, что мы видим в героях или в сюжете, так похоже на нас и нашу жизнь.
В «Кавказской пленнице», к примеру, это авантюризм и дерзость, которые в то время были табуированы, особенно среди женщин. Ярко заявлять о себе, говорить открыто о своих желаниях, объявлять голодовку или проявлять себя в каких-то других протестных действиях — все это свидетельствует о независимости и самостоятельности.
Одна из ценностей советского времени — быть, как все, уважать правила общества и традиции. «Кавказская пленница» — отчасти про голос жизни, который был и остается в каждом человеке. Многие в этом кино нашли подтверждение своим мыслям о том, что, оказывается, и так можно жить.
Привлекательность героев обусловлена симпатией к ним. А симпатичны они тогда, когда у нас самих есть их качества, которые мы активно выражаем либо, напротив, не принимаем, — ту же трусость или грубость. Когда мы видим героя Вицина, который боится воды, то отражаемся в этой ситуации. В психологии это называется — открыть теневые стороны личности. Даже если мы их не осознаем, но можем увидеть в ком-то, нам все как-то становится понятно, знакомо и хорошо. К тому же у каждого из нас есть внутренний конфликт. А через кинообразы: злодея, труса или храбреца (эти качества присутствуют у всех) — мы получаем эмоциональную разрядку и достигаем психологического баланса.
«Операция «Ы». Когда в кино о серьезных вещах говорят через юмор, то наступает катарсис — эмоциональное высвобождение. Рассмеявшись, мы даем волю чувствам, разрешаем себе расслабиться, и это освобождает нас от напряжения и стресса.
«Ирония судьбы» — здесь тоже много близких нам тем. Чрезмерный контроль, злоупотребление алкоголем, одиночество, истинные желания, личные границы, поиск себя… Раньше эти проблемы редко обсуждались, но все же они всплывали. Человек погружался в работу, в вынужденные заботы, терпел, ждал. Кого хотя бы раз не посещала мысль о том, что жертвенная позиция хороша и нужно обязательно кого-то спасать?
«Морозко». В картине поднимается не только тема добра и зла, но и страданий и никому не нужного героизма. Посмотрите, Настенька ни разу не призналась, что ей холодно, не сказала правду, не пожаловалась на ситуацию — а ведь могла замерзнуть! Да, волшебник вознаградил ее за смирение и терпение, но сколько испытаний ей нужно было пройти для счастья.
Вообще, сказки обладают целительным действием. В каждой из них есть метафора о пути героя: чтобы что-то обрести, он должен преодолеть много препятствий. В итоге он, обновленный, приходит в прежний мир и его жизнь становится лучше. Когда мы смотрим сказки со счастливым концом, на душе теплеет — кто-то может от тоски уйти в так называемое магическое мышление и поверить в то, что рано или поздно все наладится.
А еще, в который раз пересматривая «Морозко», зрители наверняка ждут, когда же Настенька наконец «разморозится», повзрослеет, перестанет со всем соглашаться, как инфантильный ребенок, и начнет давать отпор той же мачехе. Неприятных, злых людей в нашей жизни достаточно, а кино — один из легальных способов отыграть негативные эмоции, связанные с ними.
«Вечера на хуторе близ Диканьки». Что нас привлекает в этом фильме? Прежде всего мистицизм и чудесные образы. Человека ведь всегда манит что-то потаенное. В картине тесно переплетаются бытовая история и волшебство — даже не всегда понимаешь, где реальность, а где фантазия, где нечистая сила, а где реальные люди. И из-за этой тонкой грани картина становится еще более привлекательной, мы верим, что чудеса вокруг нас. А еще мы калибруем собственное восприятие мира, осознаем, что хотим и не хотим видеть в нем. Иногда нам проще посмеяться над какой-то ведьмой или бесовщиной, в том числе внутри себя, чем допустить, что такое может быть в реальности.
Читайте также: «Без смеха не вспомнишь: как одевали детей в СССР — 25 фото»