Этап развития
«Моя младшая дочь уже в полтора года знала много слов. А Ванечке два года, и единственное слово, которое он говорит, – «дай». Невропатолог поставил нам диагноз «задержка речи». Я очень волнуюсь, насколько это серьезно?»
Валентина, мама двухлетнего Вани
В психическом развитии дети проходят несколько этапов, причем проходят их по-разному. Кто-то ползает до 1,5 лет, а кто-то не ползает вовсе, у некоторых малышей зубы прорезываются в 4 месяца, а у других первый зубик проклевывается только к году. Конечно, существуют определенные нормы развития, по которым педиатры и невропатологи оценивают состояние и развитие малыша. Однако на это влияют многие факторы: беременность, роды, наследственность, образ жизни и даже пол. К примеру, мальчики, как правило, начинают говорить позже девочек-ровесниц. Кроме того, у мальчиков чаще встречаются проблемы с речью. Начинать занятия с ребенком нужно в грудном возрасте, месяцев в 7–8, когда малыш уже в состоянии понимать обращенную к нему речь. Говорить с крохой нужно медленно, четко проговаривая каждую букву, по нескольку раз повторять слова. Ребенок обязательно должен видеть лицо говорящего и его артикуляцию.
Многих мам пугает диагноз «задержка речи», который невропатологи ставят, если малыш не заговорил до 3 лет. Однако если ребенок молчит, но все понимает, особо волноваться не стоит: нужно заниматься, и очень скоро он заговорит. И, скорее всего, сразу целыми предложениями.
Минусы прогресса
В 1996 году английский логопед Салли Уорд опубликовала результаты своих десятилетних исследований. Она установила, что 20% обследованных детей в возрасте девяти месяцев отстают в развитии, если их родители используют телевизор как няньку. Если дети продолжают смотреть телевизор, к 3-летнему возрасту задержка составляет уже целый год.
А я стесняюсь
«Андрей очень застенчивый мальчик: боится посторонних, никогда не отходит от меня в незнакомом месте, буквально цепляется, если я пытаюсь оставить его с другими детьми, не желает ни с кем знакомиться сам. Только с двумя малышами сестры играет нормально, а остальных детей стесняется. Возможно, именно из-за своей природной застенчивости он и молчит до сих пор, говорит только «мама» и «папа».
Елена, мама 3-летнего Андрюши
Застенчивый ребенок не решается заговорить в новой обстановке, в незнакомой компании, поскольку боится стать посмешищем, «ляпнуть» глупость и опозориться. Однако в спокойной, комфортной обстановке с родными и близкими малыш будет хорошо говорить. Такого ребенка следует аккуратно подталкивать к общению: вместе с ним пытаться знакомиться с детьми на площадке (пусть даже первое время говорить будете вы), приглашать к себе подруг с малышами, ходить с ребенком в гости. Если же ребенок и дома молчит, значит, дело не в робости. Важно понять, адекватно ли малыш реагирует на окружающих, всегда ли отзывается на свое имя, выполняет ли просьбы, поскольку иногда упорное молчание может быть признаком аутизма – серьезного психического заболевания. При возникновении малейших сомнений родителям обязательно следует показать ребенка психологу.
Какие мы разные!
Мальчишки больше проявляют себя в действии, используя «язык конкуренции», пытаются доминировать, управлять ситуацией и самоутверждаться. А девочки ведут себя мягче, охотно дают другим высказываться, редко перебивают младших.
Мешает соска?
«Моя дочь очень любит сосать соску: и на улице с ней, и дома, и даже заснуть не может без пустышки. Если попытаться соску забрать – истерика. Сейчас Насте уже почти три года, а без соски по-прежнему никуда! И задержка речи у Насти... Муж считает, это из-за пустышки».
Маргарита, мама 3-летней Насти
Для маленьких детей соска – своеобразное успокоительное средство. Зачастую родители начинают злоупотреблять пустышкой и при малейшем капризе сразу пытаются решить вопрос с помощью соски, которая, фигурально выражаясь, «заклеивает» ребенку рот. В результате у малыша действительно может появиться задержка речи. Пустышку можно сравнить с плеером для подростка: она создает приятное чувство комфорта, но в то же время лишает потребности в общении.
Если карапуз постоянно сосет соску в 2–3-летнем возрасте, это должно насторожить родителей. Особенно если малыш флегматичный и малообщительный.
Что делать в этой ситуации? Уделяйте малышу как можно больше внимания. Постоянное сосание пустышки или бутылки может свидетельствовать о том, что ребенку просто-напросто не хватает материнского тепла и заботы. Когда малышом активно занимаются, ему не до соски. В случае, если расставание с соской проходит тяжело, лучше проконсультироваться с психологом.
Магия телеэкрана
«У меня и моей сестры малыши одного возраста – 2,5 года. Однако ее дочка уже болтает без умолку, читает стишки, поет песни, а речь моего сына Вадима до сих пор скудная и неразборчивая. Сестра утверждает, что это из-за телевизора, который у нас включен постоянно».
Дарья, мама 2-летнего Вадима
Сегодня российские и зарубежные психологи и педагоги говорят о том, что у многих детей наблюдается отставание в развитии речи вследствие дефицита личного общения. Родители садятся после работы перед телевизором и разговаривают с детьми скупыми односложными предложениями. Когда человек произносит слова, в речевой процесс включается все его тело, совершая определенные микродвижения. И тело слушателя во время беседы совершает точно такие же движения с запаздыванием в 40–50 миллисекунд. Это происходит неосознанно, и движения не видны глазу. Это относится исключительно к звукам речи, причем неважно, на каком языке. Двухдневный младенец реагирует и на китайскую речь, и на английскую точно теми же микродвижениями, какие производит говорящий. Вовлекаясь всем существом (в прямом и переносном смысле) в общение, ребенок учится говорить и на уровне сознания, издавая различные подражательные звуки: агуканье, бульканье, кряхтение. Прежде чем произнести свое первое слово, малыш целый год тренирует мышцы тела и лица, учится координировать более сотни мускулов, задействованных в артикуляции. А когда ребенок слышит речь из динамиков телевизора или радиоприемника, его тело никак не реагирует на звуки. Так что совет один: больше общайтесь со своим малышом!
Все в наших руках
Какими бы ни были причины расстройства речи ребенка, родители должны помочь крохе преодолеть трудности. Как? Разговаривая с малышом! Чем больше ребенок будет погружаться в язык и музыку слов, тем лучше и быстрее он заговорит. Ведь, прежде чем произнести слово, ребенок должен много раз его услышать. Обязательно комментируйте все свои действия, на прогулке рассказывайте малышу о том, что видите, читайте крохе стихи, сказки, пойте песни – это не разговор в пустоту, ребенок слышит вас и обязательно заговорит.
Ушки на макушке
«Митя довольно рано стал вставать, сидеть, ползать. Но настораживало, что он далеко не всегда откликается на свое имя и ничего не говорит – и это в полтора года! Мы показали ребенка ЛОРу, и выяснилось, что простуда, которой Митя переболел в 9 месяцев, дала осложнение на уши, из-за чего у ребенка возникла задержка речи».
Екатерина, мама 1,5-годовалого Мити
Если малыш не отзывается на свое имя, ничего не говорит или, наоборот, мама заметила, что ребенок стал говорить чересчур громко, «глотать» слова, с трудом повторять услышанные фразы, необходимо проконсультироваться с педиатром и ЛОРом. Возможно, у ребенка проблемы со слухом: нередко они возникают из-за воспаления среднего уха в сочетании с серной пробкой. Врач осмотрит ребенка и в случае, если обнаружит отит (воспаление уха), выпишет антибиотики и кортикоиды. Если лекарства не помогут, специалист предложит специальные аэраторы для ушей, которые удаляют ушную серу, после чего перепонка начинает снова вибрировать нормально. Аэраторы удаляются по мере восстановления функций барабанной перепонки, обычно через 6–12 месяцев.